Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Бабий Яр: уроки истории

Сегодня – 64-я годовщина Бабьего Яра в Киеве – трагедии, с которой фактически началось «окончательное решение еврейского вопроса» на территории бывшего СССР. 33,771 киевский еврей открыли страшный, 3-х – миллионный, счет жертв Катастрофы советских евреев.

В память об этой трагедии в Бат-Ямском городском мемориально-просветительском центре Катастрофы и политической истории «Музеон ха-Шоа бэБат-Ям» при участии отдела образования муниципалитета Бат-Яма для учеников школы «Шазар» прошел «Урок истории» из факультативного цикла «Катастрофа не по учебнику». Этот курс уже третий год ведется сотрудниками музея в школах Бат-Яма и соседних городов.

Почти 70 учеников расположенной неподалеку школы «Шезар», оставив свои плановые уроки, пришли в музей Катастрофы, чтобы услышать об этой уже далекой истории. Ведь ни из школьного курса истории, ни даже из рассказов их бабушек и дедушек (которые в то время были не старше их самих) невозможно составить более или менее цельную картину этой первой трагедии на территории бывшего СССР.

…«Мое дитя, мои румяна / Моя несметная родня / Я слышу, как из каждой ямы / Вы окликаете меня» — под эти звучащие в ивритском переводе слова знаменитого стихотворения Ильи Эренбурга и под звуки грандиозной 13-й симфонии Дмитрия Шостаковича «Бабий Яр» — на столь же известные стихи Евгения Евтушенко — школьники устраивались на стульях и полу заполненного до отказа экспонатами и демонстрационными материалами музейного зала.

«Урок» начался с демонстрации уникальной документальной ленты из бывшего советского спецхрана «В освобожденном Киеве», включющей материалы Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков в отношении еврейского населения города (именуемого, как было тогда принято, «мирными советским людьми», «невинными девушками» и даже… «населением центральных улиц»). Казалось, что дети вслушиваются лишь в знаменитые интонации левитановского голоса, но, оказалось, многие из них понимают и то, что он говорит, так что особенного перевода и не понадобилось.

А затем ученики услышали пронзительные личные истории выступивших перед ними бывших узников и беженцев Катастрофы — советника мэра Бат-Яма Меира Ланда — бывшего жителя местечка Домбровица в Западной Украине, писателя Ермиягу Яскулки — беженца из Варшавы, поэтессы Яффа Цинс — беженки из польско-украинского местечка Куты, членов бат-ямского объединения бывших узников нацизма «Опаленные Катастрофой» Беньямина Каца, Петра Розенберга, Сергея Крамаренко.

Школьники внимательно выслушали научно-исторический комментарий директора музея д-ра Юрия Ляховицкого, который был посвящен двум главным урокам Катастрофы – безопасной жизни еврейского этноса в суверенном государстве в качестве израильской политической нации и необходимого достижения государством обязательных для демократических стран стандартов в области прав человека и социальной справедливости.

В заключение урока ученики осмотрели открывшуюся в эти дни в музее групповую (19 художников) выставку «Своим чередом».

По словам директора школы «Шазар» Ханы Делеон, инициировавшей посещение школьниками музея, «существование в нашем городе музея Катастрофы создает уникальную для школьников возможность приобщаться к исторической и актуальной проблематике Катастрофы не только в мемориальные дни Йом ха-Шоа, но и в процессе углубленного изучения истории и обществоведения в течение всего учебного года».

Предполагается, что, в соответствии с согласованной с муниципальным отделом образования программой, в расписании занятий каждого из классов всех 42-х бат-ямских школ будет в течение нынешнего учебного года запланировано проведение «Урока истории» по мемориальной тематике в бат-ямском музее Катастрофе.
= = = =
Автор: DRYL

См. Фоторепортаж: Фото: В Бат-Ямском музее Катастрофы

При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru