Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Чтоб не рассказывали вам сказки

Пасхальная агада от Лео Таксиля

Бат-ямская ивритоязычная газета «ха-Шикма» отметила нынешний общегражданский праздник Песах своего рода «агадой» от Ицхака Стемлера — «Чтобы не рассказывали вам об иудейской традиции. Некоторые наиболее распространенные мифы».

Вот этот разоблачительный декалог главнейших заблуждений нашего времени: «Сыны Израиля 40 лет бродили по пустыне»; «Пророк Элиягу является на пасхальную трапезу выпить стакан вина»; «10 праведников, которые еще при жизни попали в рай»; «Если соблюдают Тору, живут дольше»; «Даже в Торе написано о рае и аде»»; «Учащиеся ешив — знатоки Танаха»; «Иисус был христианином, родившимся в О году н. э.»; «На праздники принято говорить: «Хаг самеах»; «Этот ребе может доказать существование бога» и «Надоел религиозный диктат».

В частности, например, выяснилось, что, согласно первоисточникам, пророк Элиягу, «действительно, является на пасхальный седер выпить вина — пятый «стакан Элиягу», но делает это только для того, чтобы проверить и поздравить детей с обрядом обрезания, так как в свое время он утверждал, что иудеи этим заветом манкируют». К слову сказать, пророк Элиягу, согласно Танаху, был типом чрезвычайно дотошным, привередливым и взыскательным к многочисленным прогрешениям сынов Израиля.

Смелый плюрализм «ха-Шикмы», впрочем, не столь впечатляет, сколь умиляет. Как говорится, учение всесильно, ибо неверно! (Или наоборот?)

Но коль пошла такая пасхальная «пьянка», мы на эту тему можем извлечь из своего алкогольно-атеистического анамнеза и кой-чего покрепче. Например, Лео Таксиля.

Автор «Забавной библии» Лео Таксиль (настоящее имя — Габриэль Антуан Пажес, 1854-1907) — французский писатель и журналист, ярый противник клерикализма. Усвоив все тонкости религиозной идеологии, Лео Таксиль выступил против нее с сокрушительными произведениями. Его остроумно написанные статьи и книги пользовались невероятной популярностью у широких масс.

В своем обычном насмешливом тоне Таксиль пишет о том, что его «Забавная Библия» не будет содействовать «укреплению религии», а, напротив, разъяснит, «во что и почему не надо верить».

Едкой насмешкой автор «Забавной Библии» заставляет смеяться в тех местах, где он пародирует ветхозаветные мифы и сказки, издевается над ханжеством, аморализмом, лицемерием и святотатством, высмеивает несуразицы, нелепицы, противоречия Библии, которые не сообразуются со здравым смыслом.

Быть может, сегодня что-то в его книге устарело, быть может, устарел и язык той эпохи, которым писатель «опускал» священную книгу христиан и иудеев. Но для современного читателя «Забавная Библия» представляет интерес прежде всего тем, что она показывает, как ярко и остроумно развенчивали библейские сказания атеисты прошлого.

Одним из них и был французский писатель-атеист Лео Таксиль.


На свободу, с чайным ситечком

…И вот «в полночь господь поразил всех первенцев в земле египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль (во всей земле) египетской» (Исх.12, 29-30).

Фараон послал за Моисеем и Аароном и стал их просить уйти поскорее из Египта со всем своим племенем. «И сделали сыны израилевы по слову Моисея и просили у египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу в глазах египтян: и они давали ему, и обобрал он египтян» (Исх. 12, 35-36).

На берегу глубоких вод

Далее Исход повествует, что еврейские семьи, все продолжавшие со времен Иакова жить в Гесеме, собрались перед уходом в Раамсесе. Оттуда пошли к югу, в Сокхоф. Их было около 600000, только одних мужчин, «кроме детей». Значительная толпа «разноплеменных людей» присоединилась к ним. Было у них много и разного скота. Моисей не забыл захватить с собой и кости Иосифа Затем евреи добрались до Ваал-Цефона (Суэц), где остановились у моря. Место, указанное Библией, есть северная оконечность Суэцкого залива. Если бы и пришлось евреям перейти какую-нибудь воду, то это могла быть только водаканала фараонов, соединявшего в те времена Нил со «страной горьких озер».

Возврати народ мой!

Когда Моисей и его соплеменники пустились в путь, фараон, обладавший поистине библейским, очень неустойчивым, умом, пожалел еще раз, что лишился таких прекрасных подданных, которые доставили ему столько горестей.
» запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы египетские, и начальников над всеми ими… И погнались за ними египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном» (Исх. 14. 6).

Спрашивается, откуда взялась эта конница и все эти колесницы, после того как пятая казнь истребила поголовно всех без исключения лошадей, ослов, верблюдов и быков Египта? Продолжая фантазировать, Библия сообщает, что Моисей быстро провел евреев через море, как посуху: простым мановением жезла он разделил воду.
Фараон в своей библейской простоте подумал, что этот путь хорош и для него. Он вступил на «дно моря» со всей своей армией, но не тут-то было! Моисей еще раз ударил жезлом, и как раз в ту минуту, когда все египтяне были на середине моря. »И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исх. 14, 28).

Геродот да не тот

Отметим, что фараон отправился в погоню за евреями не затем, чтобы их истребить, но с намерением вернуть их обратно. Евреи насчитывали 600000 здоровых и вооруженных людей, а всего, если считать стариков, жен, сестер, детей да еще и присоединившихся к ним разноплеменных, — вероятно не меньше 3000000 человек. Чтобы взять в плен такую массу народа, нужна армия еще более многочисленная. Фараон, надо думать, вел огромную армию. Правда, бог истребил уже по первенцу из каждой семьи, но ведь и младшие могли носить оружие. Как говорит Библия, массы народа последовали за своим царем. Не забудем, что перед уходом евреи обобрали египтян: вряд ли кто из обворованных колебался в погоне за ворами. Следует считать, что миллионы египтян утонули вместе со своим фараоном. Но ни один египетский автор нигде ни одним словом не упоминает об этом ужасном бедствии, равно как и ни об одной из десяти казней, поразивших царство египетское. Некоторые богословы пытаются сослаться на национальное самолюбие. Пусть так! Ну, а другие народы мира? Как могло случиться, что и они никогда ничего не слыхали об этих ужасных событиях? А ведь этот гигантский потоп сразу раскрепостил 115 царей, плативших дань фараону Аменхотепу! Даже Геродот, которого зовут «отцом истории» и который приводит столько сведений из жизни прекрасно изученного им Египта, ни словом не обмолвился о трагической гибели огромной египетской армии.

Гала-концерт в пустыне

Библия, не смущаясь явной вздорностью «чудесного Исхода», сообщает, что потомки Иакова, радуясь и смеясь, едва не надорвали животы. Мариам, сестра Моисея и Аарона, взяла тимпан и запела. Все женщины вслед за ней пустились в пляс от радости. Глава пятнадцатая сообщает также, что Моисей тут же, в походном порядке, сложил песню в честь бога, которую пел весь Израиль. Не забудем, что певцы и танцовщицы Израиля представляли в общем группу численностью около 3000000 человек. Слова и музыка были разучены в одно мгновение. Хотелось бы побыть на этом концерте. Черт побери! Насколько же это было замечательно!

В пустыне по слову божьему

И вот евреи странствуют по той части Аравии, которая покрыта камнями и булыжниками. Цель путешествия — Ханаан, все тот же старый Ханаан, который привлекал еще первых патриархов. Почему, наконец, не устроиться оседло, хотя бы теперь, когда собрались большой семьей? Ссылаясь на бога, Моисей уверил их, что земля эта отличается необыкновенным плодородием. Трудно было только найти эту страну, ибо дорог не было, а компас еще не был изобретен. По счастью, небесное облако стало во главе еврейского народа и водило их днем и ночью: днем это был столб черного дыма, ночью — столб огня. Священное писание говорит, что сам бог скрывался в этих «столбах». Этот способ вождения по пустыне имел, конечно, много преимуществ, но влек за собой также и неудобства. Действительно, евреям очень часто, может быть, хотелось и отдохнуть, но нет: облако уходило. Что делать? Терять такого ценного проводника? А ведь облако руками не удержишь. Вот и извольте безостановочно шагать!

Этот старый шутник-бог нашел себе еще одно недурное развлечение. Вот что он придумал. Чтобы пройти от Суэца в Иерихон, божественному проводнику надо было направиться к северу, к берегам Средиземного моря. Но, вместо того чтобы пойти на север, бог повел евреев по южной стороне Синайского полуострова.

Жестокой жаждою томимы

Но надо быть справедливыми: хотя бог и удлинил невероятно путь своего избранного народа, зато он дал ему кое-какие развлечения в пути. Так, из Ваал-Цефона он проводил евреев в западную часть пустыни Сур, где они бродили три дня, не найдя ни капли воды. В одном месте, названном Мерра, они были приятно удивлены журчанием обильного потока.

Бросились пить, но увы! Вода оказалась горькой. »И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? возопил к господу, и господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там бог дал народу устав и закон, и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа господа, бога твоего, и делать угодное пред очами его, и внимать заповедям его, и соблюдать все уставы его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел я на Египет, ибо я господь , целитель твой. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах» (Исх. 15, 24-27).

Чтобы приютить «небольшую» кучку народа, среди которой было 600000 одних только вооруженных взрослых мужчин, эти семьдесят финиковых пальм должны были бы отстоять довольно далеко одна от другой и иметь неимоверно пышную листву. Так иногда обнажается поразительное бахвальство «священных» авторов, не стесняющихся никакими преувеличениями.

В рассуждении покушать

Покинув Елим, евреи продолжали путь к югу, пока не добрались до пустыни Син, которая находится на южном склоне холмов побережья Суэцкого залива. Это продвижение на юг привело их к Синайскому горному массиву. Природа там очень величественна, но совершенно дика.

Запасы продовольствия, какие они могли взять с собой, давно иссякли, а в этой возмутительной пустыне, вероятно, не было ни одного трактира, ни одной пивной. Наши три миллиона эмигрантов возроптали: »И возроптало все общество сынов израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны израилевы: о. если бы мы умерли от р/уки господней в земле египетской, когдамы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас вэту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх. 16,2-3).

Евреи, вероятно, покончили бы с Моисеем, если бы бог не дал ему возможности удовлетворить желаний этих несчастных путем «чудес», которые в наши дни не смог бы повторить ни один фокусник. Внезапно в этой пустыне появились перепела, целые стаи перепелов. Так как евреи не имели с собой печей, то перепела эти валились к ним на стол, надо думать, совершенно приготовленные.

Но это еще не все: «А поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который господь дал вам в пищу… И нарек дом израилев хлебу тому имя: манна; она была, каккориандровое семя, белая вкусом же как лепешка с медом» (Исх. 16, 13-15,31).

Из этой же главы мы узнаем, что избранный богом народ стал получать каждое утро дневной паек манны в течение всех сорока лет странствования, и все облизывали пальчики. Благоговение, которое мы питаем к святому духу, не мешает нам прибавить, что манна встречается не только на Синайском полуострове, но и во многих других местах земного шара, именно в Калабрии, Персии, Турции и так далее Ее употребляют как довольно хорошее слабительное. Остается заключить, следовательно, что бог в высшей степени заботливо относился к здоровью евреев: наполняя им животы, он предупреждал возможность запора. Но давать слабительное ежедневно в течение сорока лет, как прямо говорится об этом в стихе 35 главы шестнадцатой, — на это способно только любящее сердце «отца небесного»! Евреи оказались теперь около горы Хорив и опять страдали от жажды.

Моисей, осаждаемый своими соотечественниками, ударил по скале жезлом. Тотчас же оттуда полилась вода, и три миллиона эмигрантов, утолив жажду,разбили шатры.

Мементо Амалик

Но здесь их ожидал неприятный сюрприз. В этих местах находился Амалик и его народ, которым не понравились потомки Иакова. Уместно сказать здесь, что Амалик был потомок Исава: от первой жены своей, Ады, Исав имел старшего сына — Елифаза, а Елифаз имел от наложницы своей Фамны сына Амалика.

Каким образом он оказался жив до сих пор, этот Амалик? «Голубь» забыл сказать это «священному» автору, а этот последний не подумал, что здесь есть чему и удивиться. Факт существования этого Амалика в высшей степени загадочен. Ибо для того, чтобы потомки двенадцати сыновей Иакова успели стать народом, могущим выставить. 600000 вооруженных, потребовалась смена многих поколений. Да, наконец, и Библия сама говорит, что четыреста тридцать лет отделяют прибытие Иакова и его сыновей в Египет от событий, изложенных в книге Исход.

Следовательно, и Амалику должно было быть примерно лет четыреста, когда он напал на евреев в Синайской пустыне. Но «священный» автор, по-видимому, совершенно не задумывается над тягостями этого преклонного возраста: с самым невозмутимым и спокойным видом, без какого бы то ни было удивления, он повествует о военных авантюрах Амалика и его рода. Как бы там ни было, этот Амалик был, по-видимому, ужасный человек. Он нагнал на наших евреев неслыханного страху. Чтобы отразить нападение врага, Моисей приказал Иисусу Навину, командовавшему всеми вооруженными силами эмигрантов, собрать своих лучших солдат, сам же вместе с Аароном и Ором эвакуировался на соседнюю гору. Во все время сражения Моисей стоял, подняв руки. Пока он стоял в этой позе, одолевали евреи; но как только он »опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исх 17, 77). В конце концов, устав держать руки все время вверх, он предложил Аарону и Ору поддерживать его руки »до захождения солнца» (ст. 72). Дело кончилось тем, что Иисус задал господину Амалику и его племени порядочную взбучку.»Низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 77,13).

Государство в пути и гражданские права

В главе 18 мы видим мадиамского «священника» Иофора в гостях у своего зятя Моисея. Моисей рассказал тестю о «чудесах» и приключениях, имевших место со времени бегства евреев из Египта, и это соблазнило «священника» принять веру Моисееву. »Ныне узнал я, что господь велик паче всех богов» (ст. 77). И он принес жертву богу Яхве. Раньше чем возвратиться домой, Иофор дал своему зятю несколько советов, и между прочим порекомендовал ему сложить часть своих дел на подчиненных, которые управляли бы тысячами, сотнями и так далее Моисей нашел совет прекрасным и тотчас установил иерархическую лестницу. Именно в ту же эпоху Моисей учредил, также в подражание египтянам и другим народам, институт священнослужителей, предоставив им множество привилегий Племя Левия, к которому принадлежал он сам, сделалось жреческой кастой, а Аарон, его старший брат, стал первым великим жрецом. Так, по Библии, был организован культ еврейской веры.

Все это было выполнено будто бы по приказу самого бога, с которым Моисей разговаривал на горе Синай. Зять Иофора один взобрался на вершину, и там старый бог дал ему десять заповедей, которым надлежало стать впоследствии основой религиозной веры еврейского народа. В эти минуты Синай был окружен блеском страшных небесных огней, и отовсюду слышался невероятный грохот и шум — явные признаки того, что совершались важные события. Бог продиктовал Моисею также и гражданские законы.

Переговоры между Моисеем и богом евреев тянулись не один день. »И когда перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом божиим» (Исх. 37, 18).
.
Любовь на все времена

А пока продолжалась аудиенция, данная богом Моисею, эти неблагодарные евреи, совершенно позабыв о великолепном репертуаре чудес, выполненных в их пользу, и даже явлении им самого бога, сделали золотого тельца и стали ему поклоняться.

Самое любопытное здесь то, что золотой телец был изготовлен для них самих братом Моисея — первосвященником Аароном. Аарон потребовал для этого все драгоценности и все золотые украшения у женщин и девушек. Не сказано только, какие скульпторы, литейщики и золотых дел мастера работали в пустыне для этого верховного жреца-ренегата. Изготовление колоссального идола, которое отняло бы месяцы работы у хорошей фабрики, нашими пустынниками было выполнено в одну ночь. Можно представить себе гнев Моисея, когда, спустившись с горы с божьими документами — скрижалями под мышкой, он увидел золотого тельца и евреев, приносящих ему жертвы с плясками и пением, и все это под руководством его святого напарника Аарона. Моисей »воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исх. 32, 19).

Описание процесса уничтожения святотатственного тельца стоит точной цитаты: Моисей »взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, истер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам израилевым» (Исх,32, 20).

Надо признать, что не каждому дано обращать золото в «прах», бросив его в огонь. Секрет этой операции был известен, видимо, одному только Моисею и никому никогда больше. Кроме того, Библия пояснила, что золотой порошок можно пить, разведя его в воде: это тоже не просто. Вообще-то золото растворяется с серой.

Легко вообразить себе, как отвратительно было это питье! Но самое прекрасное здесь то, что Моисей не стал обвинять Аарона, сделавшего идола, и приказал левитам, которые в конце концов вместе с его братом были более других виновны в происшедшем, вооружиться и пройти по лагерю, избивая »каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего». Библия говорит, что руками священников за их же собственные грехи было перебито около трех тысяч человек (Исх. 32, 27-28).

«Согласно законов гостеприимства»

Успокоившись, бог приказал Моисею построить скинию — нечто вроде шатра, расположив ее вне стана, для того чтобы «пророку» можно было не взбираться каждый раз на гору, когда ему захочется поболтать с богом. Вот как это происходило.

»Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил господь с Моисеем лицем клицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33, 9-11).

Личное свидание

Став близким другом самого бога, Моисей решил использовать приятельские отношения со всемогущим творцом всего мира. Он набрался смелости и попросил бога показаться ему во всем своем величии. Как же встретил эту просьбу бог-отец? Учебники священной истории заботливо пропускают это место из Библии. Мы еще раз прибегнем к длинной цитате.

Моисей сказал богу: »Покажи мне славу твою. И сказал : я проведу пред тобою всю славу мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою; и, кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал он: лица моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых. И сказал господь: вот место у меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава моя, я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою моею, доколе не пройду; и когда сниму руку мою, ты увидишь меня сзади, а лице мое не будет видимо » (Исх. 33, 18-23).

Это место из священного писания следовало бы особенно вдумчиво прочитать всякому, кто смиренно слушает разглагольствования религиозных проповедников о боге вообще и о библейском в частности.

Издание второе, дополненное и переработанное

Так как скрижали были разбиты Моисеем, то бог-отец потрудился выгравировать их заново. Неизвестно почему, но второе издание было выпущено не из скинии; по-видимому, эту работу можно было технически выполнить только на вершине Синая, куда Моисей и был вынужден взобраться вновь. Он провел там без еды и питья еще раз сорок суток.

»Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исх. 34, 29-30). То же происходило и при выходе его из скинии: по этой причине его и изображают обыкновенно с двумя снопами лучей на лбу, похожими на рога.

Книга Исход заканчивается шестью главами (35-40), в которых изложены еще очень многие мелкие и мельчайшие еврейские законы, продиктованные Моисею
самим богом.
= = = =
С использованием материала сайта
http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/TAKSIL/funnybib.txt


При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru