Основная среда обитания наших детей на целых 10 лет жизни — это школа. Здесь они проводят 70% своего времени. И здесь они, к сожалению, с младых ногтей не только получают знания, но и теряют здоровье. В чем причина?
Читайте также: Роспотребнадзор знает, как собрать ребенка в школу
Гигиенисты бьют тревогу. Материально-техническая база многих школ, особенно сельских, не отвечает современным санитарно-гигиеническим требованиям: освещенность, водопровод, спортзал… Да что там, зал, даже участка пришкольного нет. С другой стороны, учебный процесс в современной школе невозможно представить без использования компьютерной техники, электронных учебников, интерактивных досок, которые (вот парадокс!), наряду с очевидными достоинствами, могут оказать и негативное влияние на здоровье детей.
Но и это не все. Наиболее "агрессивно" влияют на здоровье школьников
В чем причины учебной перегрузки? Это, во-первых, неэффективное содержание общего образования, а во-вторых, запредельная интенсификация учебного процесса из-за слишком короткой, по сравнению со многими другими странами, продолжительности учебного года.
Сюда же можно добавить чрезмерный объем домашних заданий, доминирование авторитарного стиля отношений педагога с учеником, недостаточное внимание к созданию психологического комфорта в школе. И, наконец, низкая познавательная мотивация — дети не знают, зачем они учатся?
Пока школа полна парадоксов. Внедрение инновационных форм обучения, с одной стороны, снижает напряженность учебного процесса, а, с другой, — становится фактором риска. Приводит к учебным перегрузкам и нарушению здоровья детей. Но как таких рисков избежать?
В нашем НИИ разработан их набор. И, проверив его на практике, убедились — он действует!
Во-первых, даже не интересному надо учить интересно. Во-вторых, перегрузок будет меньше, если увеличить количество уроков физкультуры, или ежедневного спортивного часа. В-третьих, неожиданную помощь в борьбе с перегрузками может оказать… новая учебная мебель, позволяющая менять рабочую позу. Большую пользу приносит и рациональное расписания уроков. Например, проведение сдвоенных уроков по одному предмету в средних и старших классах.
Большинство школ нашей страны уже не одно десятилетие работают по единому графику. Однако его давно пора менять.
Особенно это относится к самой продолжительной — третьей четверти. В лексиконе школьных психологов даже появился новый диагноз — "синдром третьей четверти": выраженная усталость, жалобы на плохое самочувствие, головные боли, сонливость, сниженное внимание. А еще это период наихудшей погоды, короткого светового дня, эпидемиологического неблагополучия (например, роста острой инфекционной заболеваемости), усиления авитаминоза. И одновременно третья четверть — время освоения основного и наиболее трудного учебного материала.
Поэтому мы рады тому, что часть наших школ уже перешли на новую структуру учебного года. 5-6 недель занятий регулярно сменяются недельными каникулами. Продолжительность учебного года, число каникулярных дней и продолжительность летних каникул остаются неизменными, а вот столь затянутых периодов учебы, как "перегрузочная" третья четверть, удается избежать.
Стратегия развития школьного образования подчинена разработке новых общеобразовательных стандартов. Она стартовала в 2004 году и ведется в рамках "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года".
Новые стандарты зададут нижнюю допустимую границу уровня подготовки. До сих пор таких норм не существовало. Поэтому и представления об уровне образовательных результатов складывались стихийно, они были нацелены на наиболее способных и заинтересованных ребят.
В новой модели стандартов есть важное преимущество: они определяют требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Это усилит защищенность ребят от перегрузок. Ведь эти стандарты впервые включают и гигиенические требования к условиям их реализации. То есть должны быть обеспечены безопасные, комфортные условия обучения детей, устранены причины перегрузок.
Версия для печати
Класс!