Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Глядя из мавзолея

Искусство служит народу

Поддержать «наших» на открытие выставки «Мобилизованная академия», организованной министерством абсорбции в тель-авивской галерее «Дизенгоф», отправился целый десант бат-ямских любителей живописи. И не только потому, что среди участников выставки был их земляк Эдуард Хороший. Не в последнюю очередь еще и потому, что искусство «социалистического реализма», которому была посвящена выставка, — это то, что составляло основу нашего схематизированного эстетического и ментального миропостижения.

«Большинство фигуративных сцен советской жизни, предстающей на выставленных картинах шести различных художников (трое из которых почему-то члены одной семьи), изображают представителей победившего пролетариата — подчеркнуто непринужденных и уверенных в своем будущем рабочих, с их здоровым и правильно-оринтированным внутренним миром и хорошо сложенными фигурами, — говорится в преамбуле не по времени роскошно оформленного каталога выставки, виртуозно написанной куратором Ювалем Кедаром. — «Стандартизированный, идеологически-выдержанный композиционный баланс индивидуализируется совершенным мастерством советских художников-академиков. Все вместе отражает главную установку «соцреализма» — преодоление человеческой индивидуальности, прославление коллективной силы и героизма».

Об участниках выставки:

Эдуард Хороший (р. 1931, Ленинград, Институт им. Репина) представляет, главным образом, этюды, которые написаны при подготовке заказных крупномасштабных полотен. Широкий диапазон тем и художественных навыков отражает незамутненное сознание «соцреалистического» человека, не испытывающего никаких комплексов и представляющего как бы самою трудолюбивую российскую душу.

Работы Михаила Помянского (1915-1986, Ленинградский институт искусств) изображают скромное обаяние рабочих людей и солдат, их неагрессивную, но непреклонную целеустремленность и самообладание, характерные также и для портретов советских лидеров.

Хотя Илья Армановский (р. 1972, Москва, Художественный институт им. Сурикова) хронологически и не принадлежит к поколению ранних «социалистических реалистов», его портреты Героев Советского Союза являются настолько «советскими», насколько только было возможным совместить «дух героизма» с пиететом к традициям российской живописи — без ущерба для последней.

Андрей Войневич (р. 1949, Львов, Академия прикладного искусства) привносит некий драматический импульс в свои работы, напоминающие выразительные эмблемы пропаганды.

В работах Савелия Розенблюма (р. 1926, архитектурный факультет университета Буэнос-Айреса) находит отражение картины войны и революции.

Лев Помянский (р. 1944, Москва, Строгановский художественный институт) демонстрирует тонко-иронический «новодел», явно интерпретируя трагедию Ленина, согнутого в ритуальных тисках Серпа и Молота, как страстотерпие Иисуса с его Крестом на Виа Долороса.

Работы Марии Помянской, с их парадоксальным противопоставлением природе лжеакадемизма «социалистического реализма», не оставляет никаких сомнений относительно ее восприятия унифицированного советского общества как прощальной идеологической песни на пороге ухода в небытие.

«Стиль академической живописи в прежнем СССР, известном как «социалистический реализм», является легкоузнаваемым. «Соцреализм» серьезен, в традиции российской живописи, с академическими качествами, которые являются продуктом глубоко вычищенной культуры. В то время как классические академии на Западе были задеты кризисом философии в течение 20-ого столетия, в советской Академии художников царила идеологическая ясность, предписывающая использование художниками приемов, казалось бы, уходящего классицизма для создания создать оригинальных работ в духе нового времени.

Сверхзадача «социалистического реализма» — воспевание главных ценностей в социальной структуре того времени — талантливого, квалифицированного «специалиста» и идеализированного «рабочего». Для выражения этой идеи привлечены все живописные средства великолепных художников, отфильтровывающие и вычищающие все «дефекты природы», которые ее ослабляют.. Таким образом художественное творчество включается в централизованные агитационно-пропагандистские схемы, апологетизирующие процветание нового общества.

Так что «социалистическо-реалистическая» живопись отображает, по большей части, социальную жизнь пролетариата. Вот — колхозницы на полях, скотницы, рабочие на заводах, красноармейцы и, конечно, «вожди» — с их неколебимой мудростью и человечностью. Советские живописцы изображают идеал, почти сказочный, действительность, как бы насыщенную подлинной любовью к человечеству, неограниченным оптимизмом и верой в человеческую мудрость, трудолюбие и гуманизм. Никакое зло не скрывается в этих картинах. Зло безнравственно, и поэтому не имеет право на общественное существование».

…Можно, конечно, подискутировать с молодым израильским искусствоведом по поводу органичности симбиоза «социалистического реализма» c реалистическим традициями русской живописной школы. Достаточно вспомнить хотя бы близкую к предмету обсуждения марксистско-ленинскую «категорию» единства формы и содержания. Из коей вытекают, по меньшей мере, два неутешительных для благорассуждений Кедара заключения: первое – лживо-лакированное содержание с необходимостью определяет и лживую псевдоакадемичскую форму; второе – при разрушении содержания «академическая» оболочка лишается какой бы то ни было эстетической ценности.

И вот пример: в оные годы для фойе центрального кинотеатра одного миллионного советского города было заказано известному академику десятиметровое полотно «Заседание Политбюро ЦК КПСС», на коем в полном соответствии с академическими пропорционально-композиционными требованиями были выписана все знаменитые сталинские «соколы». Стоила картина ошеломляющую по тем временам сумму.

Вскоре началась памятная игра с выбыванием: первым вышел в тираж коварный чекистский маршал. Картину, однако, удалось спасти: маршал, к счастью, стоял на фоне оконной шторы и его раскатали по ней. Долгое время завсегдатаи кинотеатра могли демонстрировать особо доверенным посетителям поблескивающее из-под шторы пенсне главного шпиона, как бы продолжающего свою тайную службу.

Через три года пришло время злосчастной «антипартийной группы». Это уже было сложней: трое главных фигурантов и один примкнувший к ним располагались, в соответствии со своим госпартстатусом, в разных квадрантах картины. Однако классический академизм выручил и здесь: одного упрятали в пририсованный для этого случая книжный шкаф, другого превратили в некто, нарядив в мундир и повернув спиной, третьего – растерли в грунтовую пыль, освободив пространство для выражения оставшимися административного восторга Ну, а как поступили с примкнувшим — даже неудобно и сказать.

Фойе стало местом паломничества: по картине можно было сверять текущую линию партии и правительства. И лишь случившаяся вскоре неприятность с главным персонажем картины окончила дни этого выдающегося произведения. Великолепный и совершенный антураж, выполненный с привлечением, «всех живописных средств русского классического академизма», по исчезновении содержания, стал бессмысленным: затушевывать стало нечего… Лживое содержание увлекло за собой безукоризненно-классическую форму (включая антикварную раму). Не в пример, к слову, репинскму «Заседанию Государственного совета».

…Впрочем, составитель буклета – не последний. Идея «соцреалистической» выставки, родившаяся в недрах минабсорбции, несомненно, отражает так понимаемую там «русскую» составляющую его деятельности, обслуживающую популистские мифологемы и политическую непривередливость ее кураторов.

…А вот классические пилястры, спроектированные Качо Монастырским специально для выставки, — действительно, академические произведения искусства. Именно они и превратили скромный зал галереи в роскошный «греческий зал» — гармонично-организованное художественное пространство с безупречной оптической логикой и цветовой тональностью, исключившей цветовой диссонанс и искажение живописной перспективы.
= = = =
С использованием материалов
выставочного каталога

Фото: Работа Эдуарда Хорошего.

При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru