Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Как это часто бывает, гора родила мышь…

«До и после Освенцима» — таково название новой рубрики газеты, посвященной теме, которую можно сформулировать так: «Уроки Катастрофы и современное общество». Эта рубрика является своего рода трибуной для недавно сформированного в Бат-Яме по инициативе городских объединений переживших Катастрофу — бывших узников гетто «Удим муцалим ми эш» («Опаленные Катастрофой») и бывших беженцев «Махон ле-зикарон ха-Шоа» («Институт памяти Катастрофы»), муниципального отдела переживших Катастрофу и Бат-Ямского городского музея Катастрофы («Музеон ха-Шоа бэБат-Ям») — общественного лобби «За статус узника нацизма».

«Часть 4. Злоключения законопроекта 54764 /«Пережившие Катастрофу»
ГОРА РОДИЛА МЫШЬ?..

Итак, законопроект внесен. Что о нем думают сами пережившие Катастрофу? Это вы узнаете из очередной публикации — направленного в Кнессет экспертного заключения общественным лобби, составленного по результатам серии обсуждений законопроекта на региональном уровне.

«Прежде всего – о терминах. Здесь важно уяснить, что ивритский термин «ницул ха-Шоа» — калька с английского «Holocaust Survivor» — означает «оставшийся в живых, уцелевший». Так что и устоявшийся русский эквивалент «переживший Катастрофу» не совсем точен. Все эти термины (нас, конечно, прежде всего, интересует ивритский) — слишком расплывчаты для употребления в качестве юридической дефиниции.

В самом деле, кто из здравствующих в мире «довоенных» евреев не является «пережившим Катастрофу»? Разве что они пережили ее по-разному. Одни, схватив детей и стариков, бежали от смертельной для них (в отличие от «титульного» населения) угрозы нацистской оккупации и местного коллаборационизма. Другие выжили в страшных условиях нацистских гетто и концлагерей. Третьи подверглись запредельным испытаниям, скрываясь, как загнанные звери на дикой охоте, на оккупированной территории. Остальные – и их, похоже, уже навсегда будут исчислять с невиданной в научной статистике чудовищной погрешностью от 4,194.200 до 6,140.500 человек — «пережили Катастрофу» в нашей памяти. Вообще говоря, вся эта «компенсационная вакханалия», в распределении которой небезвыгодно для себя подвизаются десятки тысяч все тех же «профессиональных евреев» — «холоймес» чистой воды. Ведь каждый выживший гражданский «довоенный еврей», сумевший дотянуть до пенсионного возраста, – есть бесспорная жертва нацистских преследований и автоматический, без особых доказательств, получатель положенных ему «пицуим». Разве что показав… ну, что обычно показывет еврей в таких случаях?

Поэтому участникам обсуждения представляется целесообразным вместо термина «переживший Катастрофу» вернуться к предлагавшемуся ими совершенно однозначному термину «узник нацизма», который подразумевает как узников гетто и концлагерей, так и лиц, скрывавшихся на оккупированной территории (а также тех из расплывчатой категории «инвалидов нацистских преследований», кто находился в гетто и концлагерях).

Далее. Обсуждаемый законопроект, как говорят в Израиле, «лело басар» («без мяса»), то есть устанавливаемый им статус начисто лишен столь ценимой в нашем прагматическом обществе прикладной части – материальных льгот в виде пенсий, жилья, лечения, проезда в транспорте – словом, всего того, что, вылезая из кожи вон, предоставляют своим пережившим Катастрофу, даже недораскаявшиеся и нищие постсоветские государства. Между тем, как нами предлагалось, он должен был бы, наконец, вменить отсутствующее материальное обеспечение граждан Израиля, бывших узников нацизма, — в обязанность государства, освободив их от унизительного иждивенчества у иностранных государств и фондов.

Большое сомнение у нас вызывает также целесообразность предлагаемого законодателем безальтернативного «назначения» Израильского центра организаций переживших Катастрофу в качестве Представительного органа. Как представляется, таким органом должна быть не заинтересованное «товарищество» («амута»), а уполномоченная государственная инстанция».

… Так считают те, для кого этот закон предназначен. Хотя, конечно, законодателям «виднее». И можно понять, почему это так: стоимость внедрения любого частного законопроекта, согласно существующему закону, ограничена 5 миллионами шекелей. Этих денег не хватит, наверное, даже на оплату труда, затраченного на его подготовку (включая трехразовое слушание) дорогостоящих депутатов Кнессета. Именно по этой причине его статус должен был бы быть не частным, а правительственным.

И все же значение даже такого «недоделанного» закона (если бы он был принят) для сотен тысяч бывших страдальцев велико. Как, впрочем, и для самого государства, претендующего на членство в клубе цивилизованной американо-европейской демократии — лучше которой, как известно, несмотря на все ее несовершенства, в мире пока ничего не существует. Он символизирует альтруистический (пусть, по бедности) почет – «gonoris causa» — который хочет воздать общество мужеству этих людей. Добавим, подобный тому, который в некоем государстве воздавался морякам-подводникам, при чьем появлении в общественном месте все военнослужащие – независимо от ранга – вставали. Ведь, напомним в очередной раз, «наследство Катастрофы» – это вовсе не «еврейские деньги», вокруг которых разворачиваются еврейские же ажиотажные баталии. Это, прежде всего, политологические, нравственные и образовательные «уроки Катастрофы», сущностные как для израильтян, так и для евреев в странах рассеяния.

Расчувствовались? Это ненадолго. Сейчас это пройдет. У нас слезам не верят. Правда, не верят ничему и никому, но это другая тема… Цитируем полученное общественным лобби письмо автора законопроекта депутата Кнессета Коллет Авиталь (в нашем переводе).

«Ваше экспертное заключение, касающееся законопроекта «Пережившие Катастрофу», достигло меня и сохраняется.

У меня было намерение после прохождения законопроектом предварительного слушания использовать его в ходе обсуждений при подготовке к первому слушанию.

Однако, законопропроект не был поставлен на предварительное слушание из-за возражений министра юстиции против законопроекта.

К моему сожалению, все обращения к нему оказались бесполезны, поэтому нет никакого смысла ставить это предложение на голосование, поскольку оно будет «завалено» также и правительством».

Нужно ли напоминать, кто был еще месяц назад столь «балакучим» (как, впрочем, и вся его незадачливая команда) израильским министром юстиции?

Что ж, при всей архаичности израильской партийно-клановой избирательной системы в ней, по крайней мере, можно отыскать одно достоинство: министрами не рождаются и… в них не задерживаются. Так что на очередном этапе «продвижения» законопроекта 54764 / «Пережившие Катастрофу» модернизированные «законопредложения» общественного лобби (на этот раз — с предложением придать ему в 2006 году статус полнобюджетного правительственного законопроекта) направлены новому министру юстиции, депутату кнессета г-же Ципоре (Ципи) Ливни».

пресс-служба общественного лобби
«За статус узника нацизма в Израиле»

От редакции: публикацией заключительной части материала о злоключениях Закона о переживших Катастрофу мы не намерены ограничивать обсуждение актуальной темы. Рубрика «До и после Освенцима», как мы надеемся, будет жить и здравствовать. Твоими молитвами и твоим мнением, дорогой читатель.

При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru