Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Музыка, пианист и дирижер – все из Парижа

В воскресенье, 28 октября, в 20.30 в Новом Ашдодском центре сценических искусств пройдет торжественное открытие сезона «Большой симфонической серии». Первый концерт даст Государственный Иерусалимский Симфонический оркестр Управления телерадиовещания под руководством французского пианиста, композитора и дирижера Фредерика Шазлена, назначенного директором оркестра менее двух лет назад Фредерик Шазлен работал и с Даниэлем Баренбоймом и с Пьером Булезом, ему в равной мере интересна и старая и новая музыка.

Он — личность разносторонняя: любит играть, дирижировать симфонической музыкой и оперой, а также писать музыку Фредерик Шазлен – также частый гость Израильской оперы.

В программе первого представления «Большой симфонической серии» — концерт Равеля для фортепьяно с оркестром, сюита «Жар-Птица» Стравинского, Первая симфония Бетховена и увертюра к опере «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини.

Стоит сказать, что наступающий 2013 год будет объявлен годом культуры в Ашдоде. На образование и культуру выделено треть муниципального бюджета. В городе помимо небольших залов, выстроены открывшийся летом Центр сценических искусств, редактором музыкальных программ которого стала Янина Кудлик, и самый крупный в стране амфитеатр, центр искусств «Монарт», городской парк, проводятся фестивали на набережной, существуют два музея.

Открылся музыкальный сезон недавним реситалем пианиста Даниила Трифонова, на концерт которого съехались меломаны со всей страны и были вознаграждены. Но то было только начало. 28 октября нас ждет продолжение серии классической музыки: выступление известнейшего Иерусалимского Симфонического оркестра, созданного еще до образования государства — в 1936 году, как ансамбль при радиостанции «Голос Иерусалима».

В первые годы своего существования этот небольшой тогда оркестр играл марши, исполнял легкую классику, занимался всем, что позволял его тогдашний состав, постепенно расширявшийся. В пятидесятые годы благодаря репатриантам из Румынии и Польши ансамбль радио превратился в небольшой симфонический оркестром, которым руководил Отто Клемперер. В следующем десятилетии оркестр возглавил Менди Родан, приехавший из Румынии и постепенно выведший оркестр на серьезный уровень. Но большим оркестром ИСО стал только в 1974 году, благодаря алие 70-х годов, когда в Израиль приехали музыканты из московских, ленинградских и вильнюсских оркестров. Во главе ИСО стоял тогда американский еврей Лукас Фосс, видная фигура в музыкальном мире, признанный авангардист, воспитавший целое поколение израильских композиторов.

Оркестр, будучи единственным государственным оркестром Израиля, не зависел в финансовом отношении от продажи билетов и мог позволить себе исполнение большого количества современных произведений. Особое внимание Фосс уделял израильской музыке. Ему же принадлежала идея так называемых «музыкальных марафонов», когда с пяти вечера и до полуночи звучала музыка, объединенная одной темой, например: Вена или Малер, Чайковский или «От Монтеверди до Стравинского». Всё вместе — новые идеи Фосса, музыканты высокого профессионализма и большой концертный зал в новом тогда «Театрон Иерушалаим» превратили оркестр в тот коллектив, который знаком сегодня всем.

Именно в 1970-е годы оркестр прибавил к своему названию слово «Иерусалимский». Возросло число выступлений с ИСО знаменитых музыкантов. Оркестр в новом качестве привел в «Театрон Иерушалаим» и новую публику. Надеемся, что и в новый Ашдодский зал придет новая публика, ищущая классическую музыку высшего уровня.

О Иерусалимском симфоническом оркестре нельзя говорить без упоминания имени Гарри Бертини, дирижера, занимавшего пост руководителя этого коллектива с 1979 года. Уроженец Буковины, приехавший в Израиль в конце 40-х годов, воспитанник парижской и миланской консерваторий, Гарри Бертини был создателем двух музыкальных коллективов: Израильского камерного ансамбля и Национального хора «Ринат». Он был приглашен на пост музыкального руководителя Иерусалимского симфонического оркестра в зените славы: присвоение государственной премии Израиля и большой успех на европейской сцене.

Так же, как расширение состава и приход Лукаса Фосса, эпоха Гарри Бертини знаменовала собой новый скачок в уровне оркестра. Среди дирижеров, постоянно выступавших с Иерусалимским симфоническим оркестром, был и Юрий Аранович. Он был связан с этим оркестром сразу же после репатриации в Израиль в 1971 году.

Немного о программе концерта, где сплетены Париж, музыка к балетам, русско- французские связи, и который откроется Концертом для фортепьяно с оркестром Мориса Равеля (солирует сам Фредерик Шазлен). Равель — французский композитор-импрессионист, один из реформаторов музыки 20 века. Не случайно в программе 28 октября сразу после его концерта будет исполнена музыка другого реформатора — Стравинского. После Первой Мировой войны Морис Равель познакомился благодаря «Русским сезонам» с Дягилевым.

Именно Дягилев заказал Равелю музыку к балету «Дафнис и Хлоя», где главную партию исполнял Нижинский. Затем на музыку Равеля был поставлен ещё один балет – «Вальс», после премьеры исполнявшийся как отдельное произведение. Стоит напомнить, что по заказу русского дирижера Кусевицкого Равель сделал оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского, что замысел его «Болеро» принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн, а последним его произведением стали «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот», написанные для Шаляпина
Сюита «Жар-птица» Стравинского продолжает историю музыки начала 20 века.

Эта сюита была переделана им из ранее написанной музыки к балету, то есть это музыка как бы в «сжатом» виде. Замысел балета «Жар-Птица» не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему в 1910-м году, когда либретто было уже готово. А сама идея создания сценического произведения на тему русской сказки возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, причастных к одному из самых влиятельных эстетических кружков начала 20 века «Мир искусства».

Так или иначе, они также были связаны с антрепризой Сергея Дягилева и его «Русскими сезонами». Кстати, на премьере балета «Жар-Птица», поставленного Михаилом Фокиным, присутствовал и Морис Равель. Стравинский создал три варианта сюиты. В 1911 году он составил из музыки балета сюиту для большого оркестра. Зимой 1918-го — весной 1919 года сделал вариант сюиты для оркестра среднего состава В 1945 году Стравинский вновь обратился к сюите и создал ее третью редакцию.

На концерте в Ашдоде прозвучит первый вариант — 1911 года.
В программу ИСО в Ашдоде включены и более ранние музыкальные произведения: Увертюра к опере «Вильгельм Телль» Россини, впервые исполненная в Париже в 1829-м году, и 1-я симфония Бетховена, законченная им в 1800-м году.

Дополнительная информация на сайте — http://www.mishkan-ashdod.co.il/
Билеты – в Интернет-кассах (http://bravo.israelinfo.ru/announce/14413)

При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru