Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

На Голане

…Чтобы оценить непередаваемый букет настоящего брюта-«ярден», учила бат-ямских путешественников во время устроенной срециально для них «винной церемонии» на кацринском предприятии «Вина Голана» очаровательная технолог Тамар, наша бывшая соотечественница из Дагестана, надо его «увидеть, обонять, вкусить, осязать и… услышать».

Увидеть: прозрачная желтизна белого вина и никаких пузырьков на стенках бокала, Обонять: оказалось, для этого надо накрыть бокал ладонью и насытить воздухом круговым взбалтыванием). Вкусить-продегустировать: первый глоток — для рта, второй — для гортани; желудок, как видим, здесь почти — что и не при чем). Осязать: брать бокал только за ножку!). Услышать: последнее даже озадачило: как это? Им оказалось сопереживание — дружеское «лехаим»!.

Рецепт Тамар пригоден и для описания вообще Голан: их надо почувствовать! Иначе в перенасыщенном калейдоскопе нашей двухдневной поездки может затеряться сегодняшняя очень непростая жизнь Голана.

Голан — область в северном Заиорданье, западная часть исторической области Башан. Главную часть Голан составляет Голанская возвышенность (Рамат ха-Голан), которая граничит на западе с верховьем р. Иордан и озером Киннерет (Галилея), на юге с долиной р. Ярмук, на востоке — с горным потоком Руккад и на севере — с массивом Хермон и Ливаном. Голан делится на Нижний Голан на юге (с высотами 185-600 м на уровнем моря) и Верхний Голан на севере (с высотами 600-1000 м; отдельные вершины 1100-1226 м). Плато плавно поднимается с юга на север, и его крутые обрывы господствуют над рифтовой долиной к западу и югу от Голана. Русла потоков (особенно в Нижнем Голане, имеющем плодородную базальтовую почву) образовали глубокие ущелья, отделяющие друг от друга небольшие участки плато. Нижний Голан с давних времен был земледельческим районом и засевался главным образом зерновыми культурами. На севере обширные участким усеяны базальтовыми валунами. Климат Верхнего Голана — самый прохладный в Израиле. Повышенная эрозия почвы из-за обильных осадков сделала Верхний Голан непригодным для земледелия. На месте вырубки древних лесов образовались пастбища, и разведение овец и крупного рогатого скота стало главной экономической базой этого района.

Нынешний Голан — часть древней и некогда густозаселенной Гауланитиды (она имела 120 более или менее значительных поселений), ведущей свое название от библейского города Голана, располагавшегося в Башане и, по тем же источникам, принадлежавшего половине колена Менаше, поселившегося в Заиорданье. (Его точное местонахождение до настоящего времени не установлено). Моисей сделал его свободным городом, а Йошуа отдал его левитам. После смерти Ирода Великого Гауланитида вошла в тетрархию Филиппа (4 г. до н.э. — 34 г. н.э.), а после смерти последнего — в Сирийскую провинцию.

Население Голана, сильно поредевшее в 7 в., особенно после нашествия крестоносцев, составляли вплоть до 19 в. преимущественно арабы-сунниты и бедуины. В 19 в., при турках, началось заселение Голана представителями других мусульманских народов: друзами, туркменами, марокканцами, черкесами. Последние при поощрении турецких властей осели в районе г. Кунейтра и, обезопасив город от набегов бедуинов, способствовали его превращению в сравнительно крупный центр, сохранявший свое значение вплоть до Шестидневной войны.

В конце 19 и начале 20 вв. неоднократно предпринимались неудачные попытки основать в Голане еврейские поселения (например в районах Кунейтры в 1887 и нынешнего Эйн-Гева в 1898 г. по инициативе общества Бней-Йехуда, образованного евреями из Цфата; создание поселка крымских евреев в 1904 г.) Не дало результатов и создание еврейских поселений в Голане на средства барона Ротшильда (1894, 1896, 1897). Лишь поселение Бней-Йехуда (в 5 км к востоку от современного Эйн-Гева), основанное в 1888 г. около арабской деревни Бираш-Шакум, просуществовало до 1920 г., когда глава еще остававшейся там еврейской семьи погиб от рук арабов. Кроме того, после первой мировой войны поселенцы встречали неизменное противодействие французских властей подмандатной Сирии. Создание еврейских поселений в Голане после второй мировой войны, когда территория Голана была включена в государственные границы получившей независимость от французского мандата Сирии (1946), стало и вовсе невозможным. По окончании Войны за Независимость (ноябрь 1947-июль 1949) сирийцы покрыли Голан сетью артиллерийских позиций и укреплений для обстрела еврейских поселений Верхней Галилеи и района Киннерет, подчинив всю экономику района военным нуждам. К 1967 г. в Голане (по сирийским данным) жило 116 тыс. чел. В ходе Шестидневной войны (4-9 июня 1967) Голан от Сирии перешел в ведение Израиля. В отличие от других районов, перешедших под контроль Израиля, местное население почти полностью покинуло Голан в последние два дня войны. (Исключение составили 6400 друзов, которые остались жить в четырех поселениях в Верхнем Голане; они быстро установили связи с единоверцами в Израиле и наладили конструктивные отношения с израильской администрацией). После Шестидневной войны было основано первое поселение в Голане — Мером Голан (июль 1967). Большие мелиоративные работы, постройка водохранилища и водоема из Киннерет в Нижний Голан позволили решить проблему нехватки воды.

Во время войны Судного дня (6-24 октября 1973 г.) Голан снова стал ареной жесточайших боев. После ее окончания Израилем контролируется в Голане территория площадью в 1200 кв.км. (включая занятые в 1967 г. юго-восточные склоны горы Хермон). К настоящему времени в Голане функционируют 33 еврейских поселения с населением св. 5 тыс. жителей (в том числе промышленный мошав Ани'ам, основанный в 1977 г. репатриантами из СССР). Друзское население возросло до 10 тыс. чел за счет естественного прироста, а также за счет поощрения израильским правительством права воссоединения друзов Сирии с их семьями в Голане. Тем не менее большая часть области (особенно центральные и западные районы Голана) еще мало заселена. Протяженность Голанской возвышенности с севера на юг — 80 км. С запада на восток — 24 км.

…Незаметно, прокрутив под колесами около 170 км натужно урчащего Гушдана с его бесконечными остановками и рывками между очередными дорожными пробками и проводив взглядом оставшийся в стороне и уже как-то полюбившийся по предыдущей поездке Шомрон-Самарию и вдоволь накрутившись на прикиннеретовском горном серпантине, мы въезжаем в начальный пункт нашего машрута — видовую площадку Мицне ле-Шалом (Махане Сури) недалеко от кибуца с талмудическим названием Кфар-Харув, расположенных над юго-восточной оконечностью Киннерета.

Накативший эстетический восторг от необъятной панорамы размытого дымкой «Галилейского моря», видимо, за слабым проникновением в «местный» фольклор автоматически отливается в знакомую и выразительную (но, увы! уже не актуальную) формулу: «Славное море, священный Байкал». …Возможно, в последующих поедках придут на ум и более подходящие к случаю библейские возгласы…
= = = =
Пресс-релиз Бат-Ямского туристическо-экскурсионного клуба «История на колесах»

Cм. фоторепортаж: bat-yam.jnews.co.il/report/archive/55.htm (по мере готовности)

При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru