Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Не служу трудовому народу!

Кого формально представляет депутат городского совета – делегировавшеее его партийно-беспартийное движение или отдавших свои голоса за его список избирателей? Ни тех, ни других. Он действует в общих интересах всего населения города (так, как он это понимает) и юридически подотчетен только самому себе.

Система представительной демократии в Израиле находится в состоянии перманентного стресса. Партийно-политическое противостояние пронизывает сверху донизу не только главные политические институты страны — кнессет и правительство, но и, казалось бы, такие удаленные от большой политики как органы местного самоуправления — муниципалитеты.

Каков же тогда истинный смысл демократического представительства в органах местного самоуправления в условиях функционирования партийно-пропорциональной системы выборов?

В самом упрощенном понимании это – исполнение партийного мандата тем или иным «номером» партийного предвыборного списка, в который он включен для представления интересов партии («объединения граждан»). Ведь якобы фракционно-партийное голосование соответствует ожиданиям избирателей и поэтому способствует политической стабильности. Во всяком случае, подобная точка зрения достаточно аргументирована, так что определить ее как «голосование не по совести» вряд ли справедливо.

Можно также утверждать, что это как бы отвечает и принципам демократии, поскольку депутат баллотируется на свободных выборах по партийному списку, а следовательно, как будто бы, должен выполнять указания делегировавшего его местного партийного учреждения.

Фундаментальная посылка данной концепции состоит в том, что партия и впрямь отражает интересы сектора населения, отдавшего ей свои голоса. Однако такую посылку трудно принять: дело в том, что применительно к кандидатам, возглавляющим партийный муниципальный список, выборы приобретают некоторый персоналистский характер, и значение партийного мандата снижается

Таким образом, «партийность» мандата может рассматриваться как завуалированное выражение желания защитить интересы партийной организации как таковой или неверие в способность представителя самостоятельно принимать разумные решения.

Разумеется, партийный депутат представительного органа солидаризуется с общей партийной линией, которая намечена решениями партийных органов, и стремится к успеху своей партии. Однако избрание депутата по партийному списку юридически ни в коей мере не обязывает его к послушанию местным партийным учреждениям. Он подчиняется исключительно присяге, приносимой в качестве депутата муниципального совета. На него не возлагается, таким образом, обязанность, прежде всего, «служить» интересам той партии, по списку которой он избран, или выполнять в муниципалитете партийное поручение.

В полной мере это относится также и к партийной фракции муниципального совета как самостоятельному институционально-партийному центру силы — наряду с местным учреждением этой же партии. Вместе с тем, однако, сколь бы ни были важны фракции для работы представительного органа, они не поглощают личный статус депутата, главный из аспектов которого – право распоряжаться полученным мандатом по своему усмотрению, покинуть свою фракцию, основать – при определенных условиях — новую или действать в качестве независимого.

Может быть, тогда мандат депутата муниципалитета является чисто императивным и обязывает его рассуждать, принимать решения и голосовать в соответствии с интересами именно тех, кто его избрал в состав этого политического института? Другими словами, должен ли представитель получать от своих избирателей текущие указания о том, как нужно голосовать или что следует делать?

Как известно, в Израиле не существует репрезентации по избирательным округам. В силу этого депутат муниципалитета не имеет императивного мандата, даже в ограниченном понимании данного термина. Ведь отдавая свой голос за той или иной предвыборный список, избиратели руководствуются самыми различными соображениями (партийными, мировоззренческими, секторальными, этническими, харизматическими и пр.)

Таким образом, получается, что даже в отношении принципиальных вопросов, по которым партии и движения занимают более или менее четкие позиции, неизвестно, как в действительности распределяются мнения избирателей, поскольку мотивы, движущие ими во время муниципальных выборов, неоднозначны и многообразны. Зачастую именно чувство личного уважения к лидерам списка, испытываемое избирателями, играет, как представляется, не последнюю роль в принятии решения проголосовать за него. И если так обстоит дело с проблемами, имеющими первостепенное значение, то что тогда говорить о вопросах частных и специфических?

Вне всякого сомнения, представление о депутате как о «выборном лице, в точности отражающем волю избирателей», вряд ли содержит зерно истины. Ведь представительный орган «не воплощает волю публики и не может прислушиваться к ее чаяниям; он не знает, каковы они, да и сама публика этого не знает… Лишь немногим известно, что вообще представляет собой публика… Хорошим депутатом… будет тот, кто прекратит говорить, что он чувствует, чего хочет публика, что у него есть контакты с публикой, что он представляет интересы части публики. Все это из области мифов».

Более того, политическая действительность такова, что императивность мандата депутата может даже усилить неравноправие различных социальных слоев его электората, поскольку слабые из них не способны оказать на него такой же нажим, как сильные, и депутат, располагай он подобным мандатом, не в состоянии предпринять, по своему разумению, действия в защиту первых.

Следует, поэтому, заключить, что депутат местного органа самоуправления располагает так называемым генеральным мандатом.

Это дает основание считать каждого депутата местного совета выразителем общих интересов населения города, а не представителем какой бы то ни было группировки – социальной, этнической, профессиональной или партийной (это справедливо также и для депутатов кнессета — в масштабе страны).

Он должен рассматривать любой вопрос на собственное разумение, в рамках своего дарования и умственных способностей (вот почему так озадачивает «не выше среднего» образовательный ценз большинства из депутатского корпуса), и принимать решения на благо всего населения города (насколько может о нем судить), не считаясь ни с нажимом со стороны своих избирателей, пекущихся о собственных частных (и зачастую – противоречивых) интересах, ни с интересами местных партийных учреждений, даже если благодаря этим избирателям и этим учреждениям он и вошел в муниципальный совет.

При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru