Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Образы польских евреев

На очередном пятничном заседании бат-ямского городского историко-литературного клуба «Бенсиах» («Собеседник») состоялась презентация книги и фотовыставки «Я до сих пор помню их лица – образы польских евреев». Презентация была организована городским отделением Союза русскоязычных писателей Израиля при поддержке муниципалитета Бат-Яма.

Этот крупноформатный альбом уникальных фотографий издан американо-польско-изральским обществом «Шалом», функционирующим в Польше, но члены которого разбросаны по всему миру. Когда-то они были студентами еврейской школы имени Т. Л. Переса в Лодзи. Сегодня они живут в США, Израиле и Швеции. Связывает их не только личная дружба, но и вынесенная из общего дома любовь и чувство долга перед своим народом, его традицией, историей и культурой. Именно поэтому девиз «Шалома» — «Уберечь от забвения!». Руководит им актриса и режиссер Государственного еврейского театра имени Э. Р. Каминской в Варшаве Голда Тенцер. Главным делом ее жизни является пропаганда еврейской культуры в Польше и во всем мире. Она была удостоена израильской премии —«Золотая арфа».

Представленные в книге фотографии были отобраны из более чем семи тысяч семейных снимков, которые со всего мира присылали или передавали в «Шалом» в ходе конкурса «Сохраним память» евреи-выходцы из Польши. (Да, собственно, и сама книга была передана в дар выжившей в Катастрофе семьей Слепак из Ришон ле-Циона). Они наглядно отображает панораму устоявшейся еврейской жизни в Польше в течение почти четырех десятилетий — с начала века и до последних трагических дней оккупации.

Как известно, многовековая история польских евреев началась еще в 9 в. — во времена первого выборного польского короля, по преданию, — еврея Авраама Проховника. Это были купцы-раданиты из Испании и Франции. В конце 11 века в Польше поселились евреи, выходцы из Чехии, бежавшие от преследований во время 1-го крестового похода. Гонения на евреев в Германии и др. европейских странах способствовали их иммиграции в Польшу, первоначально в Силезию. В 14 веке в Польшу приехали большие группы еврев из Германии, бежавшие от погоромов в период «Черной смерти». К 1234 г. относится первое упоминание о еврейской общине Кракова, в 1356 г. была зарегистрирована община во Львове, в 1367 г. – в Сандомире, в 1387 – в Познани.

Правовое положение евреев Польши было определено в привилегиях князя Болеслава У Благочестивого (т. наз. Калишский статут 1264 г.), согласно которым евреи имели полную свободу передвижения и свободу торговли. Казимир Ш распространил калишские привилегии в 1334 г. на евреев всей остальной Польши, а в 1367 г. — на евреев ранее присоединенной Малой Польши (Галиция и Волынь).

В 15-16 веках. продолжалась интенсивная иммиграция евреев из Германии, Чехии, Моравии. Наибольшее число сефардов прибыло в Польшу и Литву из Испании и Португалии после изгнания из этих стран, но они, как правило не оставались в Польше, а переселялмсь в Италию и Турцию. К концу 15 века в Польше и Литве (составляющих по Люблинской унии 1569 г. единое государство) насчитывалось около 45 городов и местечек с еврейским населением 20-30 тыс. человек. Последняя большая группа иммигрантов переселилась в Польшу из Чехии в начале 16 в. К концу 16 века насчитывалось 52 еврейские общины, крупнейшие из которых были в Кракове, Познани, Львове и Люблине. Всего здесь проживало около 100 тысяч евреев. С конца 14 века на террритории Польско-Литовского государства начали селиться караимы, создавшие общины в г. Троки (Тракай), Луцке, Владимире-Волынском и др.

В 1648 г. численность еврейского населения составляла уже 300 тысяч человек. В 1539 г. королем Сигизмундом I Старым были отменена юрисдикция королей в отношении евреев, и многие евреи Польши начали переселяться из королевскмх городов во владения магнатов и монастырей, которые давали им специальные привилегии.

В 1648 г. на Украине вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, переросшее в русско-польскую войну 1654-67 гг. И сопровождавшуюся массовым истреблением евреев (около 100 тысяч).

В 18 веке евреи польской Украины тяжело пострадали от набегов гайдамаков, особенно в 1734, 1750 и 1768 («Колиивщина»), в результате которых было уничтожено еврейское население в Фастове, Тульчине, Балте и Умани.

В 1697-1776 гг., когда в Польше правили короли из Саксонской династии, численность еврейского населения увеличилась, к 1764 г. она составляла 749,968, из них в Литве – 201,191.

В 1793 г. после вступления на территорию Польши иностранных войск произошел очередной (2-й) раздел Польши. Поляки под предводительством Костюшко подняли восстание, в котором участвовал еврейский полк под командованием Б. Иоселевича; почти все бойцы погибли при штурме русскими войсками пригорода Варшавы, Праги, в ноябре 1794 г. В 1795 произошел последний, З-й раздел Польши. В результате разделов Польское государство прекратило существование, став в последующем герцогством Варшавским (при Наполеоне, 1807-1815), затем Царством Польским (1815-1917) – с еврейским населением 430 тысяч (1831).

К началу охватываемого книгой периоду (2-й пол. 19 — середина 20 вв.) в численность евреев в Царстве Польском увеличивалась (несмотря на все усиливавшуюся эмиграцию в США). В 1908 г. она составляла 1,716,064 (14,88%). В Лодзи в 1856 г. проживало 27,750 (12,2%) евреев, а в 1910 г. – 166,628 (40,7%); в Варшаве в 1856 — 44,000 (24,3%), а в 1897 –219,000 (33,9%).

В период независимого Польского государства (1918 — 1939) численность еврейского населения Польши составила 3,3 млн. (на 1 сентября 1939 г.). После советско-германского раздела Польши в пределах нового административного деления под властью Германии оказалось около 2,300,000 евреев (в Лодзи – 232,000), к СССР вместе с территориями отошли около 1 млн. польских евреев, причем во внутренних районах СССР оказалось около 350,000 польских евреев, депортированных из западных областей страны или бежавших оттуда после начала советско-германской войны.

Так началась Катастрофа.

К середине 1941 г. евреи Польши были сконцентрированы в гетто. Первое гетто (165,000 чел.) было создано в Лодзи (30.4.1940), затем в Здунська-Воле (10,000), Пабянице (8,500), Кутно (7,000). Гетто в Лодзи считалось центральным и было последним мз ликвидированных (в августе 1944).
Из 3,3 миллионов польских евреев пережило войну около 380,000; 70% из них – те, кто бежал в первые дни оккупации в другие страны, в основном на территорию СССР. Многие десятки тысяч из находившихся в СССР погиболи в тюрьмах и ссылках.

С конца 1944 по 1949 гг. в Польшу из СССР вернулись 250,000 евреев. С 1945 по 1959 гг. из СССР через Польшу и другие страны в Израиль выехало 229,000 польскихз евреев. К концу 1946 г. в Польше осталось около 100,000 евреев.

Очередной массовый выезд польских евреев в Израиль происходил в 1958-1959 гг – 50,000. К этому времени в Польше осталось 30,000. Большая часть из них выехала в Израиль и Швецию во время новой антисемитской кампании 1967-68 гг. («Дзяды», Гомулка), после которой в Польше к началу 1970 г. осталось около 6,000 евреев.

В начале 1980-х гг. из 6,000 евреев Польши около 2,000 проживали в Варшаве, 1,000 – во Вроцлаве, 500 – в Кракове, 600 – в Лодзи.

Отношения Польши с Государством Израиль не были ровными. В период, предшествующий созданию Государства Израиль, польские власти поддерживали борьбу ишува за независимость. На территории Польши был создан лагерь, в котором 1,5 тысячи евреев прошли перед отправкой в Эрец-Исраэль курс военной подготовки. Польша одной из первых признала Израиль (18 мая 1948 г.) На конференции министров иностранных дел стран коммунистического блока представитель Польши предложил резолюцию, поддерживающую Израиль и осуждавшую арабскую агрессию. В августе 1948 г. состоялся обмен дипломатическими миссиями.

В 1953-1956 гг. Польша следовала в кильватере советско-израильских отношений. В 1963 г. был восстановлен посольский обмен. В !967 г. он был снова прерван.

С 1986 г. дипломатические отношения были вновь восстановлены в полном объеме.

Сегодня в Польше проживает около 5 тыяч. евреев. Основные общины: Варшава (2 тыс.), Вроцлав (1 тыс.), Лодзь (600), Краков (500).

Об их жизни и о своих впечатлениях от недавней поездки в Польшу рассказал собравшимся писатель из Ришон ле-Циона, уроженец Варшавы Еремяш Яскулка.

Выступившие на вечере бат-ямские поэты и писатели много говорили о знаменитом манифесте Юлиана Тувима «Мы, польские евреи» и декламировали его чудесные стихи.

Вечер закончился демонстрацией документального фильма о возрожденном польском городе Замостье, который снял его уроженец — нынешний житель Бат-Яма.
= = = =
Соб. инф.

При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru