Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Оставьте левшу в покое!

Современный мир создан для людей, которые все делают правой рукой. Письменные и кухонные принадлежности, двери и замки, компьютерные мыши и много другого для праворуких.

Остальные, а таковых по статистике сейчас на Земле проживает порядка 500 миллионов человек, то есть практически каждый десятый, вынуждены приспосабливаться.

На Руси к левшам издавна относились подозрительно. Им даже запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол. А в советских школах маленьких левшей переучивали в обязательном порядке. 

"Да и в настоящее время встречаются некоторые родители, воспитатели или даже учителя, которые пытаются переучить "неправильного ребенка", что вызывает психологические стрессы и понижает успеваемость ученика, - рассказывает Психолог Светлана Шишкова. - Известно, что наиболее часто встречающиеся проявления невротической симптоматики при переучивании левши - нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли (боли в животе), страхи, энурез, заикание, вялость, заторможенность..."

В 2008 году британские ученые нашли "ген левшей". Ген LRRTM1 играет ключевую роль в определении части мозга, отвечающей за специальные функции, такие как речь и эмоции. У правшей левое полушарие мозга обычно отвечает за речевую функцию и язык, а правое - контролирует эмоции. У левшей все часто совершенно по-другому. На это влияет "ген левшей".

"Родителям стоит помнить, что леворукий ребенок очень раним, и требует бережного отношения, внимательного и доброго. У такого малыша есть свои особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Как показывает практика, если это удается, то левши вырастая, обладают сильным характером и мощным творческим потенциалом", - добавляет специалист.

"Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных.

При обучении леворукие дети более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах в строгих условиях. Их стихия - индивидуальная работа, важна собственная инициатива и интуиция," - делится своими наблюдениями Светлана Шишкова.

Вряд ли остались профессии, к которым левши не приложили бы свою "левую" руку. Одно интересное и непростое занятие, в котором левши проявляют себя во всей своей творческой энергии и трудолюбии - режиссура и съемка фильмов, процесс очень нелегкий и требующий особого - креативного подхода ко всему процессу создания фильма. Джеймс Камерон один из немногочисленных левшей в кинорежиссуре. Да, да тот самый, который снял известные всему миру фильмы: "Титаник", "Терминатор", "Аватар"...

Мирей Матье тоже была левшой с рождения, учительница же требовала от нее писания правой рукой. А когда девочка пыталась делать это левой, "педагог" применяла к ней хорошо известный многим левшам метод наказания - битье по "неправильной" руке линейкой. В результате такого обучения Мирей стала запинаться при чтении. Благо, затем песня стала всей ее жизнью.

В одном из своих интервью  лидер группы "Nirvana" - Курт Кобейн говорил, что он левша, и что  найти подходящий инструмент для него весьма проблематично. Из всех гитар "Fender Mustang" был его фаворитом, однако это не помешало музыканту переделать гитару под левую руку.

Международный день леворуких (International Lefthanders Day), который отмечают сегодня, впервые отметили 13 августа 1992 года по инициативе британского Клуба левшей, созданного в 1990 году.

В этот день левши всего мира стремятся привлечь внимание производителей товаров к необходимости учитывать и их удобства, устраивают разнообразные мероприятия и соревнования. Ведь не секрет: леворукий человек, вынужденный работать с аппаратурой, рассчитанной на правшу, совершает неестественные для него движения, в результате чаще "зарабатывает" нервный и мышечный стресс.

Существует огромное количество тестов для определения левшества и правшества людей. И некоторые из них предназначены не только для определения ведущей руки, но и для определения ведущих ноги, глаза, уха...

I Для выявления ведущей руки используются тесты, при выполнении которых одна из рук более активна и быстра, чем другая.

1. Тест на аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки. Этот тест, по А. П. Чуприкову (1975), имеет большую информационную ценность.

2. Пробы на одновременные действия рук. Можно просить испытуемого рисовать без контроля зрения правой рукой круг, левой - квадрат, при повторении эксперимента - наоборот. При оценке рисунков учитывается качество линий, полнота изображения круга или квадрата. Ведущей считается рука, с помощью которой нарисованы наиболее полные фигуры.

3. «Поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть - под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая.

4. проведение вертикальных линий на бумаге  1-1 ,5 см друг от друга правой, затем - левой рукой. Число линий, проведенных правой рукой, у правшей на 29 % больше, чем проведенных левой. Леворукие больше линий проводят левой рукой. (30 сек)

II Методики определения асимметрии ног построены так, чтобы выявилось их неравенство по силе, скорости, координации и точности движений, длине шага.

1. Подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, шаг назад и шаг вперед; нога, совершившая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей [Леутин В. П., Николаева Е. И., 1985].

2. Измерение длины шага основано на том, что шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей. Этот тест можно проводить так, чтобы оставались следы от подошвы обуви правой и левой ног: измерить длину 5 или 10 шагов каждой из ног и вычислить среднеарифметическую величину для каждой ноги.

3.Тест «писательные движения». Обследуемого просят осуществить раздельно правой и левой ногой движения, необходимые для написания букв или слов. Это можно сделать в положении сидя, согнув ногу, и в положении стоя, вытянув ногу и отведя ее вперед, назад, наружу. «Пишет» точнее и «легче» правая нога, подобно правой руке [Сеченов И. М., 1901].

4. Закидывание ноги на ногу - ведущая нога сверху.

III Методики определения асимметрии глаз.

1.Проба Розенбаха. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взором на определенной точке, отстоящей на 3-4 м, обоими глазами. Попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону.

2. Тест «карта с дырой»: в листе плотной бумаги размером 5?10 см вырезается в центре отверстие 1?1 см; держа эту карту на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2-3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается.

3.Тест «моргание одним глазом». Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно не ведущий глаз.

4.Тест «рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.

IV Для изучения асимметрий слуха можно пользоваться простыми, общедоступными приемами и методиками, требующими использование специальных приспособлений.

1. Тест «шепот». Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т. е. то ухо, услышанное которым легче, быстрее осознается.

2.Тест «тиканье часов». Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. Отмечается при этом, к какому уху он подносит часы в первый раз и слышит ли разными ушами громкость тиканья одинаковой. Можно отметить, какое ухо испытуемый выдвигает вперед, прислушиваясь к чему-либо [Леутин В. П., Николаева Е. И., 1985].

3.Определение скорости распознавания звуков, подаваемых на правое и левое ухо, может осуществляться, если испытуемого просить нажать пальцем той или иной руки на кнопку после того, как он распознал звук и нажатием выключает звук.

4. Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху.

Лилиана Локацкая

  Версия для печати

При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru