Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

От Александра Великого до наших дней

В бат-ямском городском историко-литературном клубе «Бенсиах» («Собеседник») состоялась презентация нового издания книги «Документы истории евреев Греции». Книга под редакцией Фотини Константопуло и проф. Теаноса Веремиса выпущена Афинским университетом под эгидой Министерства иностранных дел Греции. Мероприятие было организовано бат-ямским отделением Союза русскоязычных писателей Израиля при участии и поддержке муниципалитета Бат-Яма.

Этот уникальный документальный сборник базируется на официальных исторических и дипломатических документах из архивного собрания греческого министерства иностранных дел. Цель публикации – освещение центральных аспектов истории греческих граждан иудейского вероисповедания, которая долгое время оставалась неизвестной и на которую греческое правительство давно намеревалось пролить свет.

Как известно, переплетенная многовековая история двух народов началась еще в 3 в. до н. э., во воремена Александра Великого. Она продолжалась под властью Рима (до 4 в.), Византии («романиоты») до 12 в., османской Турции (до 19 в.) и в независимой Греции (с 1821).

Достигла небывалого расцвета в Салониках с массовым прибытием на Балканский полуостров ашкеназийских евреев из Венгрии, бежавших от «черной смерти» и преследований (1376), сефардских евреев, изгнанных из Испании (1492), италоязычных евреев, изгнанных из Апулии (1540), марранов (17 в.) и, наконец, польских евреев, бежавших от ужасов резни «украинского Гитлера» – Богдана Хмельницкого (1648). И ттрагически прервалась во время Катастрофы.

Из 77 тыс. греческих евреев (1940) в лагерях смерти (Аушвиц-Биркенау) около 85%. Это один из самых страшных — после б. СССР (Прибалтика и Украина) и Польши — результатов Катастрофы в Европе. Осенью 1944 г. при освобождении Греции от немцев там насчитывалось 10 тыс. евреев… До конца 50-х гг. 3,500 из них переселились в Израиль.

Как отмечается в приветственном послании редколлегии сборника, зачитанном перед собравшимися, в истории греко-еврейских и греко-израильских отношений, как и во всякой истории, чередуются и светлые, и темные страницы.

Все конституции Греции, начиная с самой первой — Временной Конституции Эпидариус 1822 г., провозглашали принцип свободы вероисповедания и религиозных отправлений. А после воссоединения Греции в результате Балканских войн при короле Георге I еврейские и греческие граждане были полностью уравнены в правах. Поддержка, оказанная правительством Элефтероса Веницелоса идее создания еврейского государства в 1917 г. — за четыре месяца до Декларации Бальфура — способствовала дальнейшему укреплению связей между еврейским населением и их новой родиной.

Греческие евреи сыграли свою роль в греческой общественной и военной истории, участвовали в борьбе против фашистских и нацистских захватчиков. Вторая мировая война была временем тяжкого испытания для всех греков, но греческие евреи испытали тяжелейший удар, несмотря на усилия простых людей, светских и религиозных, и даже чиновников, которые сотрудничали с оккупантами, спасти их.

В те драматические дни настоящие патриоты страны продемонстрировали свою способность рисковать и приносить жертвы ради еврейских сограждан. Такие, например, как архиепископ Афинский Дамаскинос, который в марте 1943 года направил послу Третьего рейха Гюнтеру фон Алтенбургу протест по поводу жестоких акций, осуществляемых германскими властями против греческих евреев. Он, по-справедливости, является памятником мужеству и человечности. Как и то, что благодаря усилиям церкви, была полностью сохранена – уникальный случай в Европе — еврейская община Закинтоса (Занте).

Греческое государство при правительстве Георга Папандреу стало также первым в Европе, которое начало возвращать еврейское имущество, конфискованное во время войны (1944). Более того, были признаны законные права на собственность нисходящих потомков евреев четвертой степени; часть собственности была передана еврейским фондам для помощи пострадавшим во время войны. С другой стороны, как напомнил дипломат, Греция была единственной европейской страной, которая голосовала в ООН против раздела Палестины (1947) и в последующие годы последовательно поддерживает позицию арабских государств в отношении Израиля.

Презентация книги проходила в сопровождении документального фильма «Эллада» и на музыкальном фоне выдающейся симфонии Микиса Теодоракиса «Асма Асматон» («Песня Песней»).

Отрадно также отметить, что на фоне нескончаемых и дорогостроящих увеселительных аттракций приморского города муниципалитет Бат-Яма посчитал нужным инициировать проведение серьезного (к тому же — недорогого) мероприятия.

В ближайшее время в клубе состоятся презентации еще двух полученных новых изданий: «Я до сих пор помню их глаза» (Образы польских евреев) Голды Тенцер из Варшавы и «Тишина и память» Глана Паоло Бриззи из университета Болоньи в Италии.
= = = =
Соб. инф.

На снимке: жители Бат-Яма — выходцы из Греции.
(Фото Г. Райхмана — из архива редакции).

При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru