Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Отдельная жизнь отдельного человека

В залах музея Катастрофы и еврейской истории Бат-Яма («Музеон а-Шоа беБат-Ям») открыта коллективная выставка местных художников. Называется она «Природа вещей»

Весьма возможно, что название новой художественной выставки «Природа вещей» навеяно рассказом Бориса Лавренева («Простая вещь»). Поскольку и там, и тут идет речь о нехитрой, в общем-то, субстанции – жизни отдельного человека. И ее оказавшейся неожиданно высокой цене – даже на фоне циклопических социальных коллизий ХХ века, стерших с лица земли сотню миллионов безымянных жизней. Тем более, что и героем Лавренева, и жертвами Катастрофы эта цена была заплачена за победу одного и того же Молоха и уплачена как бы зазря, бесследно канув в неблагодарную память поколений…

Так из чего же складывается цена каждой отдельной жизни? Наверное, из того ее «сухого остатка», в который выпадает и вовлекается в бесконечный жизненный круговорот неразрушаемый человеческий геном: мужество… любовь… надежда…

Эта и есть та простая вещь, природа вещей, которая объединяет столь различные по жанру, стилю и технике исполнения художественные полотна выставочной коллекции. И это тем более удивительно, что 19 участников выставки — это как старожилы, так и новые репатрианты, мастера с мировым именем и молодые художники, поклонники фигуративного, ассоциативного и декоративного стилей.

В центре экспозиции — грандиозный квартих художника Семана Ржевского «Жертвы террора»

…Темно-синее небо. Наступает ночь, но солнечный закат еще освещает долину между скалами, полную застывших мужчин, женщин, детей, стариков. Некоторые из них — в предсмертной агонии. Вдали виден могучий, неспокойный Днепр… Это – «Бабий Яр» Семена Ржевского. Проступающие на фоне скал силуэты жертв, как библейские камни-памятники, символизируют апокалиптичность происходяшего. Пронзая облака грозового неба, Глаз Божий призревает иятущиеся, страдающие вне телесной оболочки еврейские души, увлекая их в неведомый и непостижимый вечный путь… Печально шелестят листвой две молодые березки – невольные свидетели невиданной, казалось бы, трагедии и символ непрекращающейся жизни

… Но, ведь сказано, ничего нового нет под солнцем: что было, то и есть. Эта вечная истина выступает в триптихе Семена Ржевского «Жертвы сталинизма». В центре картины болото-омут как символ всепоглоащающей жизни и самое Древо жизни в его диалектическом переплетении. Его левая половина символизирует, казалось бы, уже близко-достижимые счастье и радость жизни: плодонесущие ветви на фоне сверкающего в лучах солнечного светло-голубого неба прекраснго города. Это – званное будущее. Плодоносит и правая половина дерева, но вместо цветущих фруктов – человеческие черепа, источающие кровь: это – уплаченная цена за соучастие в преступно-прекраснодушных социальных фантазиях и нетерпимость. На фоне темно-синего, как и в Бабьем Яру, неба мрачно довлеет высотное заединство Московского кремля, «строек коммунизма» и православных соборов. В пене кроваввого водоворота в середине омута в титаническом пароксизме агонии сопротивляется погружению в небытие знаковая фигура тирана – Сталина, в окружении верных сподвижников и зверей-исполнителей, на которых вот-вот под тяжестью черепов обрушатся зверообразные «ветви власти». Половина головы тирана уже мертва, но взгляд его правого глаза в последний раз пронзает восстающий из могилы очкастый скелет пламенного Троцкого… И лишь все тот же Глаз Божий, поминальные свечи на тюремных руинах, да, пожалуй, обхватившая в недоумении голову обезьяна — недочеловек, могут засвидельствовать последние мгновения этой грандиозной панорамы.

(соб.инф.)

Выставка продолжает свою работу. Для тех, кто по тем или иным причинам не может ее посетить, редакция предлагает фоторепортаж. Для более полного восприятия творчества художников, фоторепортаж дополнен рядом произведений из постоянной музейной экспозиции.
При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru