Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Синдром выгорания

Эмоциональное выгорание – это неминуемое последствие неадекватного разрешения стресса на рабочем месте и профессионального кризиса. Непрекращающееся воздействие на человека стрессовых ситуаций приводит к интеллектуальному, душевному и физическому переутомлению.

Одна из самых распространенных причин таких стрессов – организационные недостатки. К ним относятся, прежде всего, высокая рабочая нагрузка и при этом дефицит времени для выполнения работы. Отсутствие поддержки со стороны коллег и начальства. Недостаточное вознаграждение за работу – как материальное, так и непризнание важности выполняемой работы коллективом. Противоречивые требования к сотруднику. Постоянная угроза штрафных санкций, однообразная деятельность, отсутствие выходных дней и отпусков.

– Ключевую роль в синдроме эмоционального выгорания играют напряженные отношения в системе "человек – человек". Этому синдрому наиболее подвержены люди "помогающих" профессий. Особенно быстро и заметно "выгорание" наступает при чрезмерной нагрузке у врачей, медсестер, учителей, психологов, пожарных, спасателей. Нередко с этим синдромом сталкиваются и те, кто работает в сфере повышенного общения с людьми. Например, кассиры, операторы, менеджеры, продавцы.

– Личностные особенности – это один из решающих факторов развития синдрома выгорания. Как показывает практика, в большей степени ему подвержены люди, которые не умеют эффективно планировать свой рабочий день, игнорируют различные возможности повышения квалификации, пассивны в сложной ситуации. Они не умеют и не хотят заботиться о себе, пользоваться помощью коллег, принимать ответственные решения. Эти люди, как правило, обладают высокой тревожностью, низкой самооценкой и очень конфликтны.

Другая, наиболее уязвимая категория "выгорающих" – это люди, которые с головой окунаются в работу, пренебрегают и отодвигают на второй план свои потребности. Они склонны уходить от проблем, которые возникают в личной жизни.

В своем стремлении к идеалу такие люди становятся сверхувлеченными работой. Они испытывают сильную потребность чувствовать себя необходимыми и значимыми. Обычно такие люди очень зависят от внешних оценок, особенно одобрения. Большинство положительных эмоций «выгорающие» находят в своей профессиональной деятельности. Из-за этого они часто теряют связь со своими родственниками и знакомыми. У многих нет никого, кроме супруги или супруга, с кем можно было бы поговорить по душам.

– Профилактика эмоционального выгорания начинается с распознавания и понимания сути проблемы. Работа с людьми, особенно "помогающих" профессий, требует специальной психологической подготовки. В ходе такой подготовки должны формироваться навыки профессионального общения.

Поэтому людям из группы риска я бы порекомендовала время от времени проходить психологические тренинги или индивидуально заниматься с психологом. На Западе это одно из основных требований к специалисту. Потому что эффективно работать в системе "помогающих" профессий без профессиональной психологической поддержки практически невозможно.

Что касается практических рекомендаций, то постарайтесь решить для себя, готовы ли вы заплатить эмоциональным выгоранием за одобрение или восхищение шефа, коллег и родных.

Если нет, прислушайтесь к собственному ритму жизни. Например, представьте, что вам не нужно никуда спешить. Найдите комфортный для себя ритм завтрака, сбора на работу, ходьбы по улице. В качестве эксперимента попробуйте прожить хотя бы час в этом ритме. Постарайтесь возвращаться к нему в те моменты, когда это возможно.

Старайтесь организовать свой день так, чтобы удовлетворять жизненные потребности в собственном ритме. Это очень важно. Так как именно ритмические характеристики деятельности наиболее подвержены "заражению". Ведь очень трудно продолжать мыслить, действовать, двигаться в собственном ритме, когда вокруг носятся коллеги или клиенты и подгоняет начальник.

Учитесь различать свои и чужие проблемы. "Выгорающие" люди склонны брать на себя решение чужих проблем. Часто это происходит из-за неумения отличить свое от чужого. Таким людям можно порекомендовать каждый раз задавать себе следующие вопросы: "Чью работу в данный момент я выполняю?", "Что в возможной проблеме относится ко мне, а что не относится?", "Готов ли я решить эту проблему самостоятельно или нуждаюсь в помощи коллег?". Перед тем, как приступить к работе, постарайтесь обсудить с руководством круг своих должностных обязанностей.

Уважайте право другого человека на решение своих проблем. А также свое право не отвечать за проблемы этого человека. Если у вас возникает импульс срочно включиться в разрешение проблем своего коллеги, спросите себя: "Есть ли у меня на это силы?", "Как в данной ситуации я распределяю силы между заботой о себе и о другом?", "Могу ли я себе уделять столько же внимания, сколько уделяю другим?".

tech

При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru