Навигация:
Партнеры и реклама:
AdSense:

Тройной сценарий Пурима

«Мегилат Эстер» от Лео Таксиля

Как помнится, канун прошлогоднего общегражданского праздника Песах бат-ямская ивритоязычная газета «ха-Шикма» отметила своего рода «пасхальной аггадой» от
Ицхака Стемлера — «Чтобы не рассказывали вам об иудейской традиции».

Напомним этот устоявшийся декалог распространенных мифов и заблуждений нашего времени: «Сыны Израиля 40 лет бродили по пустыне»; «Пророк Элиягу является на пасхальную трапезу выпить стакан вина»; «10 праведников, которые еще при жизни попали в рай»; «Если соблюдают Тору, живут дольше»; «Даже в Торе написано о рае и аде»»; «Учащиеся ешив — знатоки Танаха»; «Иисус был христианином, родившимся в О году н. э.»; «На праздники принято говорить: «Хаг самеах»; «Этот ребе может доказать существование бога» и «Надоел религиозный диктат».

Смелый плюрализм «ха-Шикмы», надо сказать, не столь впечатлил, сколь умилил. Как говорится, учение всесильно, ибо неверно! (Или наоборот?)

Но коль скоро на подходе сегодняшнего календаря — пуримская «пьянка», то и на этой случай в алкогольно-атеистическом анамнезе все того же незаменимого Лео Таксиля нашдлсь кое-что забористое.

Правда, как в своем обычном насмешливом тоне признается Таксиль, его «Забавная Библия» не столько содействует «укреплению религии», сколько, напротив, заставляет смеяться над всякими несуразицами, нелепицами и прочими вещами, которые не сообразуются со здравым смыслом. Впрочем, для истинной веры это вовсе и не опасно, ведь ее кредо — «верую, ибо абсурдно».

И хотя что-то в этой книге уже, может быть, устарело, но сочный язык, которым знаменитый писатель-атеист «опускал» священную книгу христиан и иудеев, по-прежнему веселит любителей остроумной словесности.

Тем более, что реальная гецовская история, на фоне которой разворачивался этот библейский пуримшпиль с переодеваниями и масками — коварной девицы Эстер-Адассы, выдвиженца-царя Ахашвероша, несчастной царицы Вашти, везучего Мордехая и глупого (как, обычно, и все премьер-министры) Амана — выглядит, на самом деле, куда как поучительнее.

…После правления мидийца Дария, а затем перса Кира вавилонские олигархи привлекли к власти в 3393 году сорок девятого царя Ахашвероша — бывшего конюха царя Белшацара (Балтазара) – младшего сына бавэлского (вавилонского) царя Невухаднецара (Навуходоносора), не имевшего никакого отношения к царской семье. Для того чтобы укрепить его положение «у руля», его женили на Вашти, дочери Бэлшацара (т.е. правнучке Невухаднецара), которую называли одной из четырех самых красивых женщин за всю историю человечества.

Ахашверош (так же, как в свое время и Белшацар) неправильно высчитал 70 лет из пророчества Ирмияу про восстановление Храма в надежде, что евреи никуда не вернутся и все благополучно забудется. Предварительно он запретил начавшуюся постройку Храма в Ерушалаиме. Когда эта дата осталась позади, Ахашверош повторил ошибку Белшацара и устроил в 3395 шикарный пир. И опять вытащил святые храмовые сосуды для осквернения. Но у Всевышнего были другие планы насчет этого глупого царя, поэтому убили не его, а казнили на пьяную голову его высокородную супругу за неповиновение царю.

Посоветовал это Ахашверошу его министр Мемухан, он же Аман, т.к. очень надеялся, что царь женится на его дочери. Этот Аман, прямой потомок Агага, амалекитянского царя, тоже вылез «из грязи в князи».

Был он простым парикмахером, подстригал бородки местным аборигенам, а затем в развалинах Иудейского царства обнаружил Сокровищницу Еврейских Царей. Разворовав ее, он начал стремительную политическую карьеру, дойдя со временем до поста второго человека в государстве.

Его сыновья тоже были расфасованы по разным «тепленьким» местам. Например, парочка из них работали «миротворцами» в Эрец Исраел, т.е. следили за постройкой ненавистного им Храма и за конфликтами с самаритянами. Они же и написали донос мечтавшему об этом Ахашвэрошу с просьбой о прекращении стройки, т.к. это, якобы, приведет к восстанию.

Для создания видимости законного суда из Шушана (Сузы) в Ерушалаим было отправлено два каравана (для суда на месте). Один возглавлял адвокат евреев — Мордехай, второй — прокурор Аман.

Долгий путь лежал через бесплодные земли. Мордехай (еврейская голова) приказал разделить пищу и воду на порции, и выдавать каждодневно. Аман же, набрав в свою свиту различных бандитов (т.к. очень рассчитывал на вооруженный конфликт), заботился об имидже щедрого папочки (кто же будет подчиняться парикмахеру?), поэтому устраивал частые попойки.

На середине пути провиант иссяк, и его «преданные» отбросы стали алчно поглядывать на пухлого парикмахера в «симпатишной» куфии. Аман бросился к Мордехаю — одолжи, мол, золотом осыплю по приезде домой. Но Мордехаю деньги были не нужны, надо было лишить сил потенциального противника. Аману мягко объяснили, что доверять разбогатевшему лгуну никто не собирается, а спасение его жизни можно оценить только самой жизнью. Короче, Аман продал себя в рабство Мордехаю, договор вырезали на подошве сандалии Мордехая.

По возвращении в Шушан Аман очень вырос в глазах царя за такой дорогой подарок антисемита антисемиту, и был издан приказ, чтобы каждый при виде Амана падал пред ним ниц. Аман по такому случаю повесил себе на шею идола своего домашнего божка, чтобы все как бы кланялись и ему.

Единственным, кто ему не кланялся, был Мордехай. Мало того, дабы напомнить Аману о его рабском положении, он задирал ногу (ведь все вокруг лежали ниц и ничего не видели) и показывал подошву сандалии (хасиды шутят, что Аману при этом были видны и более обидные для его парикмахерской гордости детали). После этого решил Аман публично повесить Мордехая и покончить уже с набившим оскомину «еврейским вопросом».

После казни Вашти Ахашверош стал скучать по убиенной красавице. Неунывающий Аман устроил всесоюзный конкурс красоты с практическими занятиями в царских покоях. Но его дочь осталась для царя не «ахти», и осталась сидеть среди сотен таких же «однодневок» в царском гареме.

Для исполнения задуманного Всевышним в царскую антисемитскую политику должен был вмешаться Мордехай. Мордехай был в том поколении главой всех евреев, управлял Мужами Великого Собрания (среди которых были и Даниэль, и пророки Хагай, Млахи, Зхаръя, Эзра, Нхемъя и т.п.).

Супруга Мордехая Адасса была на тот момент семидесятилетней бабушкой, не отличавшейся внешним видом (в Талмуде мудрецы пишут, что она была рябая). Но Творец Вселенной сделал так, что с того момента, когда она должна была выйти на мировую политическую арену, любой воспринимал ее как красавицу.

Царские сводники, искавшие невест Ахашверошу, сразу же ее приметили. Но как отдать замужнюю еврейку в гарем к антисемиту-идолопоклоннику?

Наши мудрецы рассказывают, что Эстер с Мордехаем с помощью знаний каббалы (как Йосеф в Египте для жены Потифара, как МаАРаЛ из Праги создал Голема, и т.п.) создали новую личность, которая полностью соответствовала разгульным вкусам Ахашвероша (как написано в Мегиле — «тахас Вашти»). Поэтому ее назвали Эстер, т.е. «скрывающая».

Было сделано так, чтоб Эстер попала во дворец Ахашвероша в месяце Тевет, про который написано — «когда одно тело наслаждается другим». Мордехай общался с Эстер через Атаха, известного под именем Шешбацар (т.к. пережил шесть цурэс в галуте) или Даниэл. Это как-то заметил злобный Аман, да сотрется его имя, и казнил его.

Из «Свитка Эстер» нам известен дипломатический ход, который сделали Мордехай и Эстер, который так выглядел на фоне множества «случайных» совпадений, Б-жественным Провидением. Аман и его 10 сыновей были казнены, Ахашверош уже не мог ничего сделать плохого, а его сын Даръявеш Второй, севший на трон в 3407 году, разрешил достроить Храм в Ерушалаиме.

Вот это и есть соблюдаемый верующими евреями праздник «пурим»: один день поста — в память тревог и молитв Эстер и два дня веселья — в память несостоявшегося избиения евреев.

«Мы знаем, — говорит Вольтер, — что сказка об Есфири имеет одну соблазнительную сторону: пленница, ставшая царицей и спасающая от смерти своих соплеменников, — это хороший сюжет для романа или трагедии. Но как этот сюжет… запятнан коварством Есфири, столь противоречащим природе ее пола и простой житейской правдоподобности!»

Впрочем, за Вольтером водится и не такое.

…Есть такая шутка — все еврейские праздники проходят по тройному сценарию: «Нас опять хотели уничтожить. Б-г опять нас спас». Так давайте выпьем! Лехаим!!!»

Так что берегите ваши сандалии…
= = = =
С использованием цитированных материалов
При использовании материалов, ссылка на LifeLib.ru обязательна!
designed by Dr.BoT
© 2007-2011 LifeLib.ru